Покер в литературе

Покер в литературе
Покер давно уже стал такой важной частью жизни и культуры, что его никак не могли обойти вниманием писатели. Больше всего о покере писали, конечно же, американцы: это все-таки их национальная игра, причем часть их мужской культуры. Настоящие мужчины непременно должны играть в покер. А настоящие женщины должны их в этом поддерживать и прощать проигрыши...

Впрочем, представители других наций и литератур тоже внесли свой вклад в прославление покера.

Джек Лондон и О'Генри: покер в суровых условиях

Джек Лондон, писавший очень мужские книги о мужчинах Калифорнии, Дикого Запада, еще более дикой Аляски, конечно же, не мог обойти вниманием самую мужскую игру. Покер для его героев — неотъемлемая часть повседневной жизни.

Вот, например, например, сцена из рассказа «Смок и Малыш». Малыш впадает в настоящую депрессию, поэтому даже покер его не радует.

«Смок и Малыш столкнулись на углу возле салуна «Олений Рог». У Смока лицо было довольное, и шагал он бодро. Напротив, Малыш плелся по улице с самым унылым и нерешительным видом.

— Ты куда? — весело окликнул Смок.

— Сам не знаю, — был грустный ответ. — Ума не приложу. Прямо деваться некуда. Два часа убил на покер — скука смертная, карта никому не шла, остался при своих.

Сыграл разок со Скифом Митчелом в криббедж на выпивку, а теперь вовсе не знаю, что с собой делать. Вот слоняюсь по улицам и жду — хоть бы подрался кто или собаки погрызлись, что ли...»

Причем в покер герои Лондона играют в самых суровых условиях:

«Стены были сложены из толстых бревен, не очищенных от коры, и проконопачены полярным мхом. Дверь в зал была отворена, там под рояль и скрипку задорно отплясывали веселую виргинскую. Только что была разыграна «китайская лотерея», и счастливчик, получивший у весов главный выигрыш, пропивал его с добрым десятком приятелей. Игравшие в фараон и рулетку держались деловито и спокойно. Тихо было и за столами, где резались в покер, хотя каждый стол окружало плотное кольцо зрителей».

А индеец Калтус Джордж, которого вешали, уже в удавке продолжает думать, что белые его обманывают... Хотя вешали его с праведной, в общем-то, целью — чтобы заставить его, бессовестного и полуспившегося, наравне со всеми золотоискателями помочь переправить провизию голодающему индейскому племени. Он же был убежден, что белые обманывают во всем: в том, что они хотят накормить умирающих от голода индейцев, и в том, что они его сейчас повесят, если он не согласится принять участие в их спонтанной благотворительности:

«Он-то знал, что все это чистейший обман, блеф. Белые — мастера обманывать. Недаром покер — их любимая игра. И разве они не обманывают, когда покупают, продают, заключают сделки? Еще как! Он сам наблюдал, как один белый вел свои дела с таким видом, словно у него на руках большая карта, а была у него одна дрянь».

Если кто не читал рассказ — спешу утешить: Калтуса Джорджа не повесили, а голодающее племя спасли. Истории про «Смока и Малыша» суровые, но все же добрые — как и положено настоящим мужским историям.

Рассказы О’Генри тоже по большей части повествуют о суровой жизни, о крепкой мужской дружбе, хотя иногда всякое бывает, и «Боливар не вывезет двоих», но в большинстве случаев друзья выручают друг друга и хранят верность в самых тяжелых ситуациях. В юмористическом рассказе «Вождь краснокожих» один из разбойников, похитивших юного хулигана, произносит такую патетическую речь о дружбе: «Ты знаешь, Сэм, я всегда был готов за тебя в огонь и воду, не моргнул глазом во время землетрясения, игры в покер, динамитных взрывов, полицейских облав, нападений на поезда и циклонов...» Это смешно и вместе с тем трогательно, ведь Билл и Сэм действительно прошли и огонь, и воду, и медные трубы, и покер, конечно, потому что они — настоящие мужики.

Теннесси Уильямс: торжество покера

У Теннесси Уильямса в пьесе «Трамвай «Желание» идеальная женушка Стелла сообщает брутальному Стэнли, что уводит свою странноватую сестру Бланш поужинать в ресторан, «а потом еще куда-нибудь — ведь у тебя покер». Покер в семье Ковальски — настоящее, серьезное, важное дело. Целая сцена из пьесы называется «Покерная ночь», и Уильямс подробно прописывает свое видение того, как это должно выглядеть в театре: 

«Есть у Ван-Гога картина — бильярдная ночью... Та же инфернальность полунощного свечения основных цветов простейшего спектра сейчас в кухне. Над желтой клеенкой на кухонном столе — висячая лампа под ярко-зеленым стеклянным абажуром. На игроках, Стэнли, Митче, Стиве и Пабло, разноцветные рубашки: густовасильковая, пунцовая, белая в красную клетку, светло-зеленая; и сами они — мужчины в самом соку, и матерая мужественность их так же груба и непреложна, как основные цвета спектра. На столе яркие ломти арбуза, бутылки изпод виски, стаканы. Спальня освещена довольно тускло, в два цвета: от лампы над кухонным столом, сквозь портьеру, и с улицы. Пока сдаются карты, игроки хранят молчание...»

Потом будет собственно игра — довольно длительная. И диалог состоит из восклицаний:

Стив. Так что открылось?

Пабло. Пара валетов.

Стив. Прикупаю две.

Пабло. Тебе, Митч?..

Митч. Вышел.

Пабло. Одну — себе...

И заканчивает этот высокоинформативный диалог сам Стэнли:

«Раз игра, на столе должны быть только карты, монета и виски...» — то есть главные мужские игрушки. Разве что револьвера не хватает, но обывателю Стэнли оружия не положено.

Зачем Теннесси Уильямсу покер в пьесе о том, как вульгарная повседневность семейства Ковальски губит хрупкий цветок — мечтательницу Бланш? Да для того, чтобы подчеркнуть, как великолепно брутален Стэнли, почему от него без ума Стелла и почему даже Бланш поддается его грубому обаянию. Кстати, в финале, когда Бланш увозят-таки в психиатрическую лечебницу, мужчины в квартире Ковальски опять играют в покер... И в этом — символ мужского торжества над мягким, податливым женским мирком, ведь Теннесси Уильямс очень любил символы.

Хапер Ли, Роберт Асприн, Чарльз Сноу: нетипичный покер

Писательница из Алабамы Харпер Ли в своем великом бестселлере «Убить пересмешника» от лица девочки Глазастик описывает отца — мужчину, не слишком-то «правильного», не похожего на нормальных мужчин: «Ничем стоящим наш отец не занимался. Работал он в кабинете, а не в аптеке. Хоть бы он водил грузовик, который вывозил мусор на свалки нашего округа, или был шерифом, или на ферме хозяйничал, или работал в гараже — словом, делал бы что-нибудь такое, чем можно гордиться. И, ко всему, он носил очки. Левым глазом он почти ничего не видел, он говорил, левый глаз — родовое проклятие Финчей. Если надо было что-нибудь получше разглядеть, он поворачивал голову и смотрел одним правым. Он не делал ничего такого, что делали отцы всех ребят: никогда не ходил на охоту, не играл в покер, не удил рыбу, не пил, не курил. Он сидел в гостиной и читал...»

Дети же — Глазастик и ее друзья-мальчишки — считают покер самой интересной взрослой забавой, особенно «раздевательный» покер, и играют в него. Но не по-настоящему, а понарошку, потому как карт-то у них нет, вместо карт у них спички. Вот этими спичками они играют — притворяются, что играют в покер... В самую порочную его разновидность: в покер на раздевание!

Американский фантаст Роберт Асприн, сам страстный игрок, изобрел «драконий покер»:

«Вы спросите, что такое драконий покер? Ну, он считается самой сложной из всех, когда-либо изобретенных карточных игр... а здесь, на Базаре Девы, должны бы разбираться в этом. Базар — самый большой лабиринт лавок и самая крупная торговая площадь во всех измерениях, и, вследствие этого, через него проходит множество путешественников — демонстраторов разных измерений (демонов). Вдобавок к лавкам, ларькам и ресторанам (перечисленное, на самом-то деле, не отдает должного ни широте, ни разнообразию Базара) здесь также располагается процветающая игорная община. Там всегда высматривают новую игру, особенно, связанную со ставками, и чем сложней, тем лучше. Основная философия состоит в том, что в сложную игру легче выиграть тем, кто уделяет все свое время ее изучению, чем туристам любителям или пытающимся изучить игру на ходу. Так или иначе, когда девол-букмекер говорит, что драконий покер — самая сложная игра из всех, я склонен ему верить». В романе «Маленький МИФОзаклад» драконы и маги то и дело режутся в карты, причем ставки бывают самые невероятные... И еще более невероятные последствия.

Надменный англичанин Чарльз Перси Сноу в интеллектуальном детективе «Смерть под парусом» тоже заставил героев играть в покер. Но в его случае это был совсем уж необыкновенный покер — даже оригинальнее драконьего! — придуманный якобы одним из персонажей романа:

«Кристофер уехал сразу же после завтрака, а мы, оставшиеся, коротали время до ленча, занимаясь кто чем: читали, писали письма, болтали или играли в карты — в покерного дурака, честь изобретения этой игры принадлежит Филиппу. Правила ее оказались довольно сложными. Сначала надо было выискивать в газетах вопиющие глупости, произнесенные публично властителями умов Англии. Потом эти цитаты выписывали на маленькие картонные квадратики, а дальше игра шла по всем правилам покера, только ценность карты определялась размером глупости, содержавшейся в данном изречении. Лучшим игроком была признана Эвис: у нее на руках оказался весьма внушительный набор цитат, куда внесли свою лепту три директора школ и два епископа...»

Александр Грин и Хуан Бас: только покер

 

Существуют литературные произведения, целиком и полностью посвященные только покеру. Например, рассказ «Серый автомобиль», принадлежащий перу нашего соотечественника Александра Степановича Гриневского, более известного как Александр Грин, автор романтических «Алых парусов».

Грин увлекался покером — экзотической заморской забавой. Он считал эту игру мистической и такое свое отношение перенес в текст.

А испанец Хуан Бас отличился тем, что посвятил покеру целую книгу. Она называется «Таверна Трех Обезьян (и другие рассказы о покере)» и вышла на русском языке. В аннотации сказано, что «это четырнадцать новелл, совершенно разных по жанру (мистика, готический ужас, эсперпенто, фантастика, детектив, эротика, вестерн и т. д.), но объединенных одним общим «действующим лицом» — покером. Азартная игра связывает воедино все четырнадцать сюжетов, поскольку правила ее — включая, разумеется, блеф — не так уж сильно отличаются от правил и законов самой жизни. Самое удивительное заключается в том, что, даже если вы совершенно не знакомы с покером (книгу открывают правила игры) или просто не любите карточных игр, это никак не повлияет на восприятие книги в целом — настолько тонко, с замечательным юмором и изяществом строит Бас свои захватывающие сюжеты». С последним утверждением можно поспорить, ибо начинается книга с введения «Достоинство карт и покерных комбинаций», представляющего из себя такой текст: «В покер можно играть как испанской колодой, так и с помощью игральных костей, но обычно используется французская колода, имеющая четыре масти: черви, пики, бубны, трефы. Полная колода состоит из 52 карт (без джокеров). Достоинство карт, от низшего к высшему, обозначается так: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, В (валет), Д (дама), К (король), Т (туз). Старшинство комбинаций. Покерные комбинации состоят максимум из пяти карт, какой бы ни была разновидность покера, в которую играют. Естественно, при равных комбинациях выигрывает та, которая состоит из карт, старших по достоинству. Цена сдачи определяется наличием одной из следующих комбинаций (по старшинству в порядке возрастания их ценности)...» — ну, и так далее. Человеку, равнодушному к азартным играм, сразу же становится неинтересно. Но если вы любитель покера — ваш долг прочесть Хуана Баса! Он воспевает покер, он возвышает покер, для него покер — это огромный и вполне самодостаточный мир, где можно поселиться и чувствовать себя совершенно счастливым.

P.S. И напоследок — забавный факт: если в прошлогоднем фильме «Казино Рояль» Джеймс Бонд сосредоточенно играет в покер, то в первоисточнике — повести Яна Флеминга — никакого покера и в помине нет, а идет игра в рулетку...

Противником же Бонда является советский шпион, поставивший на кон профсоюзную кассу. В наше время это очень смешно читать. Так что сценаристы фильма проявили чудеса изобретательности, перелатав сюжет. Только непонятно, зачем нужно было оставлять название: общего с первоисточником осталось лишь одно — имя главного героя. Бонд. Джеймс Бонд.

Комментировать

Ответ на комментарий "":

   Забыли пароль?

игра в предыдущих номерах журнала: