Такие разные карты

Такие разные карты
Местом их рождения называют Египет и Китай, Корею и Индию. Они бывали большими и малыми, круглыми и прямоугольными, бумажными, кожаными, перламутровыми и костяными. Их называли молитвенником черта и пытались с их помощью провидеть будущее. Конечно, это карты.

 

Упоминания о предках современных карт относятся к десятому-двенадцатому векам нашей эры. В Китае их роль выполняли разрисованные или гравированные таблички из слоновой кости, а позже – бумажные листы. В этих картах уже присутствовало разделение на четыре масти — по числу времен года или по сословиям: штатские, военные и два разряда ученых.

 

В древней Японии карты изготавливали из плоских раковин. Самыми популярными были «поэтические карты», составлявшие пары — раковина с цитатой из известного поэта и раковина с его портретом. Такие карты использовались как для игры, так и для своеобразного «пасьянса».

 

Круглые индийские карты также были не просто забавой — они являлись настоящим справочником пантеона индуистских богов. Впрочем, была известна и одна светская колода — ее создание приписывается Великому Моголу Акбару. Египетская версия происхождения карт наименее доказательна и наиболее популярна — ведь именно египтянам мистики приписывают создание колоды Таро.

 

Завоевание Европы

 

Не существует единого мнения о способах проникновения карт в Европу. Кто-то считает, что в XII веке их привезли участники крестовых походов, кто-то приписывает карточное поветрие цыганам. Допустима и «сарацинская» версия. В ее пользу свидетельствует итальянская хроника 1379 года, в которой говорится: «...введена в Витербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб». Однако на тех картах вряд ли рисовались человеческие фигуры, так как сарацины были мусульманами.

 

Первые карты были весьма дороги — их рисовали от руки, а не гравировали. Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их довольно неудобными для игры.

 

Изобретение колоды с рисунками, близкими к современным, иногда приписывают Жикомину Грингонеру — живописцу и шуту при дворе короля Франции Карла VI Безумного (1368–1422). Карты были единственным средством, успокаивающим и развлекающим царственного больного. Но, скорее всего, колода Карла Безумного была лишь усовершенствованной версией уже существовавших изображений. Ведь к тому времени дьявольская забава уже более ста лет ходила по Европе, несмотря на множество запрещающих указов как светских, так и церковных властей.

 

Во время царствования французского короля Людовика Святого в 1254 году был издан указ, запрещавший под страхом наказания кнутом карточную игру во Франции. Итальянский манускрипт 1299 года также говорит о запрещении игры в карты. Орден Калатрава в 1331 г. запретил игру в карты в Испании, и это запрещение было повторено в 1332 и 1387 годах королями Кастилии.

 

Тем временем в 1260 году в Германии был основан особый цех мастеров и торговцев игральными картами. К сожалению, подлинные карты этого времени до нас не дошли. Древнейший сохранившийся экземпляр европейской печатной колоды – оттиснутый с гравюры на меди – был изготовлен в 1485 году в Италии. Рисунок на «рубашке» карт появился во Франции в правление короля Генриха II и печатался не для красоты, а чтобы затруднить работу шулерам.

 

«Жезлы», «монеты», «кубки»...

 

Привычные нам карточные «масти» вовсе не являются общепринятыми. В Испании они назывались «жезлы», «монеты», «кубки» и «мечи» (что ближе всего к «мастям» Таро) и изображались соответствующе. У французов мечи превратились в «пики», кубки – в «черви», монеты – в «бубны», а «жезлы» – в «кресты» или «трефы» (последнее слово по-французски означает «лист клевера»). Эти названия и сейчас звучат по-разному: например, в Англии и Германии это «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки». Помнят немцы и старинные имена мастей: «желуди», «сердца», «бубенцы» и «листья».

 

Благородные короли, прекрасные дамы

 

Правители запрещали карты — и оказывались на них. В XVII веке Клод Оронс Фине, под псевдонимом месье де Брианвиль, выпустил в Лионе одну из первых колод с дворянскими гербами и портретами: Jeu de Blason. Аббат Менестрие, который несколько лет спустя издал такую же колоду, писал, что кое-кто из принцев серьезно обиделись на Фине за то, что их изобразили в виде валетов и тузов. Карты были арестованы магистратом, и Фине пришлось заменить некоторые изображения. Однако вскоре колода была переиздана — с новыми и новыми гербами. В Неаполе образовалось общество молодых дворян, изучавших за игрой в карты гербы дворянских родов. Из Неаполя идея пришла в Венецию, и в 1682 г. бенедиктинец Дом Казимир Фрескот с одобрения дожа и сената выпустил колоду с гербами венецианских дворян.

 

По воле художников на картах оказались король французский Карл VII и его фаворитка Аньес Сорель. А во времена Великой французской революции монархов на игральных картах сменили тираноборцы античности и герои Нового времени: Брут, Вольтер, Ганнибал, Гораций, Лафонтен, Мольер, Руссо, Сен-Симон.

 

Но, конечно, безопаснее было изображать тех правителей, которые уже не смогут покарать. Например, легендарных государей.

 

Так королем пик стал библейский царь Давид,

королем червей – Александр Македонский,

королем бубен – сам Гай Юлий Цезарь,

а королем треф – основатель Священной Римской империи Карл Великий.

 

Прообразов для дам куда больше – например, дама червей была и Еленой Троянской, и Юдифью, и Дидоной. Для грозной дамы пик выбирались образы воительниц – Афины, Минервы и даже Жанны д’Арк. В роли дамы бубен (бывшие «денарии») стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль «денежной царицы», поскольку обокрала собственного отца. Дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, со временем превратилась в суетную Аргину. Впрочем, на классических немецких колодах дамы не появлялись вовсе: это суровые мужские карты с двумя видами валетов — старшими и младшими.

 

Кстати, и валеты имеют исторические прототипы. Для европейской колоды это: французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), легендарный Ожье Датчанин (пики), сподвижник Карла Великого Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

 

Церковная верхушка к картам не благоволила (хотя монахи игрой нередко грешили), но и библейская история оказалась на игральных картах. Например, на немецкой «духовной колоде» валет «листьев» изображен в виде пророка Ионы под зеленым деревом.

 

Карты с религиозными изображениями, возможно, предназначались для развлечения людей духовного звания, которым азартные игры были запрещены. На одной из таких колод (изготовленной в Германии в XVI в.) изображены монахи и монашенки, кардиналы и более низкий клир. Даму в этих картах заменяют аббатисы (что указывает на связь с символикой карт Таро).

 

Многие карты были выполнены знаменитыми художниками и граверами – .эскизы для них создавали Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах. Но и без их мастерской руки старинные карты бесценны для ученых – они хранят знания по географии (такая «географическая» колода была учебным пособием юного Людовика XIV), этнографии и истории костюма.

 

Атласные карты

 

В Россию карточные игры пришли в начале XVII века — или с иноземцами в «смутное время», или с казаками – и привычно не понравились власти. В правление Алексея Михайловича Тишайшего картежников предписывалось «бить кнутом и лишать пальцев и рук путем отрубания». Сын его, государь Петр I, карт тоже не жаловал, находя эту забаву чрезмерно разорительной.

 

В царствование Екатерины Второй и окончательно при Александре Первом продажа игральных карт была монополизирована государством. Производство было развернуто на Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года открыли Императорскую карточную фабрику.

 

В XIX в. в России появились новые рисунки игральных карт. Заказ получили академики живописи Адольф Иосифович Шарлеман и Александр Егорович Бейдеман. В производство были запущены рисунки академика Шарлемана, известные сейчас, как Атласные карты. За основу для рисунка была взята «северо-немецкая колода», происходившая из старинной французской колоды.

 

«Атласными» карты были названы из-за материала — тяжелая, толстая, глянцевитая бумага, натертая тальком на специальных машинах, скользила в руках и на ощупь напоминала атлас.

Со временем вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге.

 

Новое и старое

 

Современные игральные карты имеют разные модификации, разнообразны по дизайну и исполнению. Бумажным колодам теперь отведена роль «домашних». Профессиональные карты изготавливают из пластика, винила, сверхпрочного картона или картона с пластиковым покрытием. Они долговечны, прочны, и их можно мыть. От рассматривания масти «на просвет» такие карты часто страхует специальная черная вставка.

 

Изображение наносится при помощи глубокой печати, шелкографии, фотолитографии, литографии, теснения или совмещением нескольких способов. При желании и казино, и частное лицо может заказать карты с уникальным рисунком. По-прежнему эскизы для некоторых колод создают известные художники.

 

И, возможно, эти карты когда-то тоже будут интересны историкам.

 

Автор: Оксана Санжарова

Комментировать

Ответ на комментарий "":

   Забыли пароль?
45 44 43 42 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

10 первая десятка игроков на май

Тульчинский Михаил 98120
Лункин Виталий 71118
Сунцов Олег 36299
Горячев Вячеслав 35200
Пучков Константин 20000
Маркушевский Вадим 17476
Хаустов Александр 16896
Морозов Александр 14560
Шамордин Олег 14080
Артамонов Сергей 11968