Учим матчасть

Учим матчасть
Знания со временем трансформируются в опыт и в конечном счете неплохо оплачиваются теми, кто ими пренебрегает. Особенно это справедливо в отношении использования теории математического ожидания в играх с частично скрытой информацией. По-простому – в отношении покерной математики.

Начнем с азов. Всего карманных комбинаций, как известно, 169, и любая из них имеет вполне определенные шансы на выигрыш. Классические фразы «любые две карты могут выиграть...» и «до флопа все равны...» с приобретением знаний и опыта получают продолжение «...но с разной вероятностью». Всем понятно, к примеру, что тузы сильнее, чем 2/7, проблема только в том, что не все знают, насколько именно.

Сухой математический подход к селекции стартовых рук в игре с равными стеками позволяет отбирать их по таблице вероятностей выигрыша стартеров и количеству оппонентов в банке. Покерные калькуляторы шансов дают представление о том, что шансы на победу, как правило, обратно пропорциональны количеству претендентов на банк. При игре один на один ваша рука должна иметь не менее 50% на выигрыш против одного, а если в банке уже двое, кроме вас, и ваш ход последний, достаточно иметь 33%. Иными словами, будучи четвертым в банке и находясь в позиции, следует делать колл/рейз с картами типа Q9s. Правда, в последние годы с распространением лузово-агрессивного стиля на вскрытии можно увидеть и не такое. Поэтому следует напомнить, что мы ведем речь о спокойной кэш-игре, в которой ценность каждой руки важнее, нежели в турнире.

Связь между позицией и математикой

Одним из важнейших навыков игрока является знание текущего размера банка, позволяющее не только регулировать размер собственных ставок, что достаточно просто, но и корректировать требования к стартерам. Вы точно знаете свои шансы на выигрыш против случайной руки и размер банка, в который вы инвестируете свои деньги. При лузовом столе в поздней позиции вы получаете скрытую руку, которая будет неприятным сюрпризом для противников в случае зашедшего флопа. Рука 78s, являющаяся фаворитом при слабых тузах на руках оппов (а такое случается в кэше сплошь и рядом), оплачивается очень хорошо и неприятно удивляет соперников на вскрытии.

Знание префлоп-вероятностей

Одна из недостаточно оцениваемых даже опытными игроками областей – префлоп-вероятности на улучшение. Теперь цифры. Карманные тузы приходят один раз из 220 раздач и выигрывают у случайной карты одного игрока в 85% случаев шоудауна.

Твои карманные карты

Карманные карты оппонента

Шансы на выигрыш

КК

AA

1 к 19,5

QQ

KK+

1 к 9,5

AKo

KK+

1 к 19,7

QQ+

JJ

1 к 6,2

TT

JJ+

1 к 4,5

99

TT+

1 к 3,5

AQo

меньше или равно ТТ

1 к 2,7

Эта таблица интересна прежде всего тем, что позволяет нам посчитать колл/фолд в зависимости от возможных у противника рук при олл-ине (о чем немного ниже).

Сравнение стартовых рук на префлопе

Нелишним будет и коснуться вопроса влияния силы руки на преимущество на префлопе:

Большая пара к меньшей

AA к КК

9/2

Две большие непарные карты к двум меньшим непарным

АК к 89

5/3

Карманная пара к двум оверкартам

ТТ к АК

55/45

Карманная пара к одной большей и одной меньшей картам

ТТ к А9

5/2

Карманная пара к двум непарным меньшим картам

АА к 72

5/1

 

Мы видим, что максимальное преимущество на префлопе между двумя легендарными по-своему парами – АА и 72о – составляет всего пять к одному. То есть из шести сравнений вы проиграете пять и выиграете одно. Вывод: при определенных условиях (позиция на противника, большой размер банка, больший, минимум в пять раз, чем у оппонента, стек) вы можете произвести эффект на всех присутствующих с картой, которая в обычных случаях отправляется в пас немедленно. Ведь преимущество лузово-агрессивного стиля и состоит в том, чтобы получать экшен не только на плохих, но и на хороших руках и своей активностью забрать как можно больше маленьких банков до сравнения на весь стек.

Играйте флоп

Если вы любите и умеете играть постфлоп, заходить можно практически на любой карте (про необходимые условия мы уже говорили). Например, очень сильным приемом является колл с малого блайнда при наличии хотя бы одного лимпера (дающего нам шансы банка 1 к 5) в надежде поймать чудесный флоп (две пары и лучше). Мало того что стрит 8 10 J при карманных 79 вам оплатят на весь стек, но и противников вы запугаете на будущее, и они гораздо охотнее будут отдавать вам банки.

Стартер

Комбинация

Шансы

Пара

Сет и лучше

10%

2 непарные

2 пары

2%

2 непарные

1 пара

32%

2 одномастные

Флэш

1%

2 одномастные

Флэш-дро

11%

2 непарные разномастные

Флэш-дро

1,1%

2 непарные разномастные

Стрит

1,3%

Если вы знаете свои шансы на улучшение на флопе, это дает вам понимание происходящего и позволит получать сильные руки с оплатой оппами гораздо чаще обычных игроков, сформирует имидж игрока нечитаемого и агрессивного, позволит забирать без борьбы большее количество банков на флопе.

Вероятности прихода комбинаций на флоп

Пара

17%

Сет, трипс

0,25%

Три одномастных

5%

Две одномастных

55%

Три карты для стрита

3,5%

Две карты для стрита

40%

Без стритовых дро

56%

Поговорим об олл-ине

Это самые, так сказать, «популярные» проценты, известные практически всем более-менее опытным игрокам. Известное правило 4/2 позволяет с большой долей уверенности оценивать свои шансы на улучшение. Количество аутов при игре до ривера (олл-ине) умножается на четыре, это и есть искомая величина в процентах.

Вероятности на улучшение при олл-ине от флопа до ривера

Флэш-дро (4 флэш)

Флэш

35%

Раннер-раннер (3 флэш)

Флэш

4%

Двусторонний стрит

Стрит

32%

Гатшот-стрит

Стрит

17%

Сет, трипс

Каре

4,3%

Сет, трипс

Фулл

33%

2 пары

Фулл

17%

Пара

Сет

8,4%

Пара

Каре

0,1%

На терне и ривере ауты умножаются на два и к этому результату добавляются еще два. Просто. Правда, часто не учитывается тот факт, что теоретические и практические проценты, мягко говоря, не всегда совпадают. Например, если вы доставляете в банк на флэш-дро 30% банка при 9 аутах из 47 неизвестных карт и четырьмя картами вашей масти у вас и на флопе, по теории все правильно. Но если из этих девяти все были на руках у остальных игроков и в колоде карт нужной масти уже не осталось, вы тянете вмертвую и флэша уже не видать. Sad but true.

Вероятности на улучшение на терне (одна карта)

Флэш-дро

Флэш

19%

Двусторонний стрит

Стрит

17%

Гатшот-стрит

Стрит

8,5%

Сет, трипс

Каре

2,1%

2 пары

Фулл

8,5%

Пара

Сет

4,3%

Старшая карта

Пара

12,8%

Если ваша вероятность на улучшение выше, чем шансы банка, вы должны оставаться в игре, если наоборот – выходить из нее без дальнейших затрат.

Для облегчения процесса подсчета шансов на улучшение и шансов банка мы перевели все вероятности в проценты.

Перевод шансов банка в проценты

1 к 1

50%

1 к 2

33%

1 к 3

25%

1 к 4

20%

1 к 5

16,5%

1 к 6

14%

1 к 7

12,5%

1 к 8

11%

1 к 9

10%

1 к 10

9%

1 к 11

8%

Надо учесть, что мы учитывали вероятности при пассивной игре, т.е. когда решение колеблется между «колл» и «фолд». Агрессивность позволяет вам не только добавить проценты на выигрыш за счет фолдин эквити (возможности оппа скинуть карты со старшей рукой), но и переложить мучительный выбор на соперника. Многие молодые игроки именно по этой причине и атакуют, сильно теряясь, когда встречают сопротивление.

И последнее. Глубокие стеки позволяют использовать так называемые потенциальные шансы, когда колл олл-ина неоправдан, а колл относительно небольшой ставки позволит в перспективе выиграть как минимум одну дополнительную ставку размером в банк. Мы знаем, что сет при нашей карманной паре позволит с большой вероятностью забрать весь стек оппа с двумя тузами и придет один раз из восьми, поэтому, даже с уверенностью кладя противнику тузов, мы делаем колл в размере не больше 11% от нашего эффективного стека. (Напомню на всякий случай, что эффективным называется стек, участвующий в игре. Если у вас стек 1000, а у противника 500, ваш эффективный стек равен 500).

 

Текст: Александр Торохов

 

 

Комментировать

Ответ на комментарий "":

   Забыли пароль?

школа покера в предыдущих номерах журнала: