Колода карт как вещь в себе

Колода карт как вещь в себе
Обычно мы относимся к колоде карт как к жизненно необходимому, но лишь атрибуту игры. Впрочем, есть люди, которым удалось достичь успеха благодаря колоде карт как таковой.

Коллекционные вещицы

Самый простой, распространенный и давний способ нестандартного применения игральных карт – сувенирные колоды. В их выпуске используют самые различные темы: модную одежду и этнографию, археологию и эротику. Последние хиты в этом отношении: карты с изображениями иракских террористов, а также колода с культурными и археологическими памятниками Ирака и Афганистана – обе для того, чтобы американские солдаты знали, где воюют и с кем. Таких колод – хоть пруд пруди в сувенирных лавках в любом уголке мира, но только единицам удалось сделать из них объекты для коллекционирования, за которыми охотятся спустя годы после их выпуска.

Классический пример успешной реализации идеи коллекционных колод – серия работ американского карикатуриста, иллюстратора и дизайнера из Калифорнии Питера Грина. Он стал рисовать политические карты, или politicards (от франц. Politicard – политикан, интриган), с карикатурами на видных политических деятелей США и приурочивает каждый выпуск этих колод к выборам президента страны. Впервые Грин сделал это в 1972 году, когда на выборах в очередной раз переизбрался Ричард Никсон. Эта одиозная личность удостоилась от Питера Грина чести стать пиковым королем в золотой короне, а директор ФБР Эдгар Гувер – пиковая шестерка – изображался хулиганистым мальчишкой, пытающимся заглянуть в чужое окно. Выпуск сатирических карт был проанонсирован Los Angeles Times, поэтому как только они появились в продаже, сразу же были сметены с прилавков, а Грин со своими партнерами – писателем Ли Ливингстоном и бизнесменом Майком Кайлином – лихорадочно организовывали дополнительный тираж.

С тех пор Грин регулярно рисует карточные карикатуры на политиков, которые пользуются огромным успехом. В последнем выпуске 2008 года художник к политикам (Хилари Клинтон – пиковый туз, Барак Обама – король той же масти) добавил и голливудских знаменитостей. Так, в колоде появились Мэл Гибсон, Джордж Клуни и Сьюзан Сарандон.

Распродаются политические карты тиражами в сотни тысяч, что дает Грину возможность очень неплохо себя чувствовать даже при цене $7,95 за стандартную колоду.

Трефное спиртное

Обладатель многочисленных наград и высоких отзывов критиков, одна из лучших виноделен Австралии Peter Lehmann Wines также использует карточную символику, а именно: на логотипе компании красуется дама треф. В неблагополучном для австралийского винного рынка 1979 году работник одной из виноделен Питер Леманн решил покинуть своего босса и основать собственное дело. Леманн осознавал, что ведет довольно рисковую игру, поэтому он счел удачным шагом использовать карточную символику, и она его не подвела. Кроме того, Леманн увлекался новеллами нью-йоркского писателя Дэймона Раньона, особенно одним из его персонажей, игроком Скаем Мастерсоном, так что австралиец вначале даже назвал свой бренд Masterson Barossa Vignerons. В 1982 году компания была переименована в Peter Lehmann Wines, но от крестовой дамы никто не отказался. А сейчас в ассортименте винодельни есть премиум-коллекция Barossa Art Series с высокохудожественными этикетками, для разработки которых были приглашены молодые австралийские художники. При этом молодым дарованиям была дана полная свобода в дизайне этикетки: классическое оформление, графика или буйство экспрессии. Единственным условием было то, что на этикетке должен был быть изображен логотип компании – дама треф.

Крестовая дама принесла Леманну фарт: благодаря узнаваемому логотипу, винодельне удалось выбиться из разряда локальных производителей недорогого вина и распространить свою продукцию по всему миру. В 2009 году общий доход компании составил $52,6 млн.

Карточный домик

Оказывается, можно сделать карьеру и добиться успеха, строя то, что в любой момент может рухнуть. Американец Брайан Берг выстраивает карточные домики и гордится тем, что он единственный человек в мире, который зарабатывает на этом деньги. Будучи школьником, в 1992 году он побил рекорд из Книги Гиннесса в номинации «Самое высокое в мире здание из свободно стоящих игральных карт», построив башню в 4,41 метра высотой. А затем уже занимался только тем, что побивал собственные рекорды, и в 2004 году в Книге рекордов Гиннесса завели отдельную номинацию «Самое высокое здание из карт» специально для Берга. А зарабатывает 35-летний молодой человек тем, что ездит по миру и строит карточные домики по заказу крупных корпораций. В портфолио его партнеров значатся Lexus, Walt Disney World, Intercontinental Hotels, Procter and Gamble, Fed Ex, Coca-Cola, Pepsi, American Airlines, World Series of Poker, Langham Place Hong Kong и др. Последний проект Берга состоялся в отеле The Venetian в Макао, где американец построил карточный макет этого курорта (длина 10 м, высота – 3 м). На это он потратил около 219 тысяч карт и 44 дня.

При этом Брайан Берг – самоучка. Конечно, он имеет архитектурное образование, но говорит, что оно ему не очень помогло, в его деле достаточно ежедневных наблюдений и нехитрых расчетов. А натолкнул его на идею строительства карточных домиков дедушка, который был игроком: «Дедушка мне показал, как строить домики, когда мне было 8 лет. Вообще-то он меня не учил ни одной из тех техник, которые я сейчас использую, он просто показал, что это может быть забавным», – говорит Брайан. При строительстве он не использует никаких дополнительных приспособлений, будь то клей или липкая лента. «Никаких трюков» – вот его девиз. Давая советы тем, кто тоже хочет поупражняться в этом деле, Берг говорит, что главное – чтобы не тряслись руки, особенно когда вы строите второй этаж и выше. Все остальное – в его книге «Складывая колоду».

Вариации на тему

Патриарх итальянского предметного дизайна Пьеро Форназетти любил повторять: «Мой секрет в силе воображения», но следовал своему девизу довольно однобоко. Он был талантливым художником и декоратором, а известность приобрел благодаря нескольким мотивам, которые варьировал до бесконечности. Бабочки, солнце, лицо девушки, строения и игральные карты он наносил на ширмы и тарелки, подносы и вазы, стулья и столы. За долгую и плодовитую карьеру Форназетти создал множество предметов, он наносил рисунки на самые разные поверхности, часто неожиданные по своей авторской технике, которую держал в секрете. Еще одна изюминка вещей Пьеро – тромплей, прием создания объемной оптической иллюзии.

Форназетти создал свой неповторимый стиль, который теперь воспроизводит его сын Барнаба: фирма Fornasetti продает как винтажные вещи, оставшиеся со времен ее основателя, так и новые, а еще сотрудничает с другими фирмами, которые производят керамику, ковры и другие объекты по эскизам Пьеро.

Мотив Città di carte, «Карточный город» – один из постоянных у Форназетти. Классическим предметом с ним является деревянная ширма, на створки которой вручную нанесен пейзаж с горами и карточным городом, построенным с неизменной оптической иллюзией. Кстати, одна из таких ширм была продана на сиднейской распродаже Sotheby’s за 9600 австралийских долларов. Но «Карточный домик», как и принято у Fornasetti, появляется и на новых вещах марки (к примеру, на коробках для мелочей), а не только на аукционах, где время от времени всплывают раритеты от иллюзиониста Пьеро.

Искусство карты

Игральные карты – непременный атрибут картин русского художника и скульптора Владимира Немухина. В 60–70-е гг. он был видным деятелем живописного нонконформизма в СССР, в частности участвовал в так называемой бульдозерной выставке. А теперь Немухин – классик при жизни, его произведения можно увидеть в московской Третьяковской галерее, нью-йоркском Metropolitan Museum of Art, кельнском Ludwig Museum, Zimmerly Art Museum в Нью-Джерси, а также в частных коллекциях по всему миру.

Во многом его успеху способствовала колода карт – одна из главных тем творчества. На «русских» аукционах Sotheby’s в феврале 2007 года были проданы «Бубновый валет» и «Натюрморт с игральными картами» (соответственно за 18 и 12,6 тыс. фунтов), и, по оценкам специалистов, стоимость живописи Немухина будет только повышаться. Сам художник живет сейчас в Германии, временами наезжая в Москву, и занимается творчеством, уже без всяких бульдозерных акций.

Одним словом, советским властям карты, изображенные в кубической и концептуальной манере, были не по вкусу, зато они «пришлись ко двору» западной публике. А о своей тематике в одном интервью Владимир Николаевич выразился так: «Но меня все время мучают вопросом: «а почему вы пишете игральные карты?» По-моему, это они меня выбрали, а не я их… Я не мистик, не игрок, но уже связал судьбу с картами, никуда не денешься. Помню, приехали как-то в Сибирь, и друзья начали меня подначивать: Володя, ну и что ты тут делать будешь, тут карт нет. «Не волнуйтесь, будут», – отвечаю. Мы пошли прогуляться в городской парк, а там стоит монумент участникам войны, и вокруг кто-то разбросал карты. Что это – мистика? Случайность? Абсурд?».

Проигравший отжимается

С помощью карт можно приобщать к здоровому образу жизни и неплохо зарабатывать на этом, как свидетельствует опыт американца Фила Блэка. Кем он только не был! Баскетболистом, банкиром, морпехом, инвестиционным менеджером… К длинному перечню своих профессий уроженец Сан-Диего прибавил титул изобретателя, благодаря придуманным им фитнес-картам. Вместо привычных мастей и достоинств на картах, названных FitDeck, изображены различные спортивные упражнения. С их помощью игра в фанты становится очень простой: на вытянутой карте уже показаны те упражнения, которые нужно сделать, и не надо ничего придумывать. Фил Блэк говорит, что эта идея пришла к нему давно, еще во времена студенчества. Они с друзьями вытягивали карты и отжимались столько раз, сколько выходило по карте. Эту методику он применял и когда был морским пехотинцем, а теперь сделал из нее прибыльный бизнес. Первые две колоды Блэк выпустил с простыми упражнениями для детей и взрослых. И в первый год продаж они принесли предприимчивому молодому человеку около 5 млн долларов.

Теперь в ассортименте FitDeck 46 наборов, охватывающих широкую аудиторию: от только что родивших мамочек до хоккеистов и морпехов. И для каждой категории граждан – свой набор упражнений, для выполнения которых не нужно ничего, кроме вашего тела и желания с ним поработать.

Текст: Галина Ковальчук

Комментировать

Ответ на комментарий "":

   Забыли пароль?

классика в предыдущих номерах журнала: