Теория относительности

Теория относительности
Одно из отличий ремесленника от игрального стола от настоящего профессионала кроется в том, что ремесленник всеми силами старается сохранить в тайне свои маленькие секреты. В то время как профи с удовольствием делится своими достижениями с другими, полагая, что повышение уровня оппонентов даст ему возможность совершенствоваться и дальше, находить новые приемы игры и зарабатывать еще больше.

В очередной статье Денис (diatty) Щербаков поделиться с читателями «Покера» своими наблюдениями об отличиях между абсолютной и относительной силой руки, недооценка которых часто приводит к потере крупных сумм.

Нет ничего вечного под солнцем

Понимание отличия абсолютной силы руки от относительной и применение этого понимания на практике является необходимым для любого игрока в покер. Плохо разбираясь в этом игровом аспекте, неопытные игроки будут терять огромные деньги на дистанции. Вы можете задать себе логичный вопрос. Если эта тема настолько ценная, зачем делиться такой информацией со всеми подряд? Чуть позже в этой статье вы увидите ответ на этот вопрос и в очередной раз поймете, что покер очень непростая игра. И даже хорошие технические навыки будут гарантией успеха только против откровенно слабых игроков.

Рассмотрим простой пример

6-макс игра. СО сделал рейз, баттон сыграл колл с KJ, блайнды – пас.

Борд Kh 8d 6s 5с 2d. Баттон проколлили к-бет, 2-й баррел и получил на ривере еще одну ставку размером 3\4 банка.

Очевидно, что его решение очень сильно будет зависеть от игры оппонента на СО.

Предположим, на месте СО могут быть три разных оппонента:

1)     тайтовый и довольно аккуратный игрок;

2)     агрессивный и часто блефующий игрок;

3)     хороший агрессивный игрок.

Если баттон неопытный, он, скорее всего, сыграет колл во всех трех случаях, так как у него топ-пара с хорошим кикером. Это и есть оценка, исходящая из абсолютной силы руки. Игрок оценивает свою комбинацию, не сравнивая ее с возможными комбинациями оппонента.

Если баттон опытный игрок, то будет оценивать свою руку с позиции относительной силы, а не абсолютной. В этом случае он сыграет пас против первого оппонента, так как он не бьет вальюбеты, а вероятность блефа очень низкая; колл против второго, так как он бьет некоторые вальюбеты и высокая вероятность блефа; надолго задумается против третьего, так как он, возможно, бьет некоторые вальюбеты и есть некоторая вероятность блефа.

Вот вы и увидели на практике отличие абсолютной силы руки от относительной. Во всех трех случаях рука не менялась (топ-пара, третий кикер), но менялось решение игрока. Именно относительная сила является определяющей при принятии решения. Ведь при вскрытии важна не сила вашей комбинации, а то, как часто вы будете выигрывать у руки оппонента. Вы проиграете с топ-парой, если у оппонента 2 пары, но выиграете с 3-й парой, если у оппонента блеф.

Именно поэтому, смотря за игрой профессионалов, часто можно увидеть «странные» пасы с топ-парами и коллы с А-хай. И чем выше уровень играющих, тем более странными могут выглядеть эти решения.

Сложное решение

Остановлюсь подробнее на игре против 3-го оппонента. В отличие от первых двух в его игре нет слишком глубоких перекосов в сторону блефа или вэлью, и баттону предстоит принять сложное решение.

Приведу несколько цифр, чтобы вы убедились в этой сложности.

Допустим, бай-ин был $5–$10, ривер пот $400, ставка СО $300. Для нулевого колла по мат. ожиданию баттону нужно выиграть в 30% случаях. Если баттон выиграет лишь в 20% случаев, каждый колл на дистанции нанесет ему убыток $100. Если баттон выиграет в 40% случаев, каждый пас на дистанции нанесет ему убыток $60. Это достаточно большие суммы для одного решения при блайндах $5–$10.

Помимо того что это решение дорогое, оно несет в себе очень интересную динамику, если баттон и СО регулярно играют друг с другом.

Предположим, баттон-1 решает, что он выиграет у СО 30% или реже, и делает пас. Сделав пас с KJ, баттон должен играть пас и со всеми руками слабее – КТ, 99, 77, 66, 8x, 6x. Колл или рейз он будет делать только с KQ, 97s, 88, 66, 55 и редкими слоуплеями АА, КК и АК. Не буду утомлять вас излишней математикой, главное – пас баттона будет минимум в два раза чаще, чем колл или рейз.

На ривере он превращается в НИТа, который коллит в 2 раза реже, чем фолдит, и против такого игрока СО выгодно блефовать в 100% случаях. Значит, все пасы баттона-1 на самом деле окажутся минусовыми!

Предположим, баттон-2 решает, что на дистанции он выиграет у СО в 30% или чаще, и делает колл. Конкретно в этой раздаче вальюбетов слабее практически нет. Мало кто будет вальюбетить КТ, с КJ получается дележка, и его рука – практически чистый блафф-кэтчер. Значит, все 30% выигрышей должны получаться за счет выигрышей у блефов. Но в этом случае баттон-2 должен делать колл с любой рукой, которая бьет блефы. По сути, с любой парой 6х и старше. В нашем примере у него на ривере почти всегда будет пара 6х или старше, т.е. он будет почти всегда играть колл!

Баттон-2 на ривере превращается в жесточайшего колл-стэйшн, игрока без фолда. Сложно представить, что СО будет против него блефовать. Значит, все коллы баттона-2 на самом деле окажутся минусовыми.

Как видите, и баттон-1, и баттон-2 технически грамотные игроки. Они оба правильно разбираются в абсолютной и в относительной силе рук, но это все равно не помогает им принимать верное решение!

Где же выход?

Главное, не бросаться из крайности в крайность. СО редко может иметь столь точную информацию об игре баттона. Поэтому иногда он будет блефовать против баттона-1 и сдаваться против баттона-2.

Что же делать в случае, когда баттон и СО давно играют вместе и имеют много информации об игре друг друга (особенно ярко это проявляется в игре 1-на-1)? На этот случай придуман «колл с верхней частью диапазона».

Чтобы каждый раз не гадать против сбалансированного СО баттон будет постоянно играть колл со своими лучшими руками и играть пас с худшими, даже если все эти руки – блафф-кэтчеры. Например, баттон будет играть колл со всеми Кх и фолдить все руки хуже. Если его блафф-кэтч колл минусовый, это будет компенсироваться бесплатными выигрышными шоудаунами со 2-й–3-й парой. Если его пас со 2-й–3-й парой минусовый, это будет компенсироваться очень плюсовыми коллами.

При такой игре баттона довольно сложно прочитать. Он сам стал выглядеть сбалансированным игроком. Нужно добавить, что такой метод имеет и некоторое математическое обоснование. Лучшие блафф-кэтчеры в большинстве ситуаций выиграют чуть чаще, чем худшие, за счет «блокирования» вэлью-диапазона оппонента.

В нашем случае наличие Кх в руке у баттона уменьшает долю вэлью-комбинаций в диапазоне у СО примерно на 20–25%. При игре СО блеф\вэлью 50\50 наличие блокера изменит цифры на 55\45; при игре 30\70 – на 35\65. Эти изменения довольно сильно повысят плюсовость колла.

К новым проблемам!

Нашли решение? Отлично. А теперь – к новым проблемам! Например, как определить «верхнюю часть» диапазона?

Проблема этой тактики обычно в том, что «верхний диапазон» блафф-кэтчеров определяется игроком «на глазок» и выбор падает на руки с высокой абсолютной силой. То есть наш продвинутый баттон невольно начинает принимать почти те же решения, что и неопытный игрок в начале статьи!!! Пускай даже исходя из других, гораздо более глубоких, размышлений. И опытный СО продолжит переигрывать баттона так же, как он переиграет неопытного игрока.

Как видите, идеальной правильной тактики на игру нет и быть не может, если ваши оппоненты постоянно пытаются под нее подстраиваться. Чтобы продолжить выигрывать, вам придется переподстраиваться. И на дистанции выиграет тот игрок, который лучше и быстрее будет приспосабливаться к особенностям игры оппонентов и ее изменениям.

В заключение дам простой практический совет о том, как все-таки баттон должен играть в подобных ситуациях. Как я уже писал выше, оппонентам невозможно полностью изучить вашу игру и ваш ход мышления, поэтому многие ситуации игрок на СО будет оценивать «стандартно». Если ситуация «плохая» для блефа (ривер бланк), то будет сдаваться, и вы должны фолдить все блафф-кэтчеры, даже самые сильные. Если ситуация «хорошая» (ривер флэш, стрит, хай-карта), то будет блефовать, и ваша задача – определить соотношение вэлью и блефов и принять правильное решение.

 

Автор: Денис Щербаков

 

Комментировать

Ответ на комментарий "":

   Забыли пароль?

школа покера в предыдущих номерах журнала: