История европейской культуры в картах

История европейской культуры в картах
Изучение истории искусства по игральным картам – занятие не менее увлекательное, чем посещение музеев и средневековых дворцов. Для нас колода игральных карт – не более чем копеечный аксессуар игры, точно так же, как газета – это не более чем способ скоротать путь в метро. Между тем до середины позапрошлого века, когда некий гений человечества додумался соединить паровой двигатель с печатным станком, «осчастливив» человечество потоком крайне дешевой печатной продукции, игральные карты были предметом роскоши, над изготовлением которого трудились лучшие художники и мастера.

 

Времена доисторические

Историки до сих пор не пришли к однозначным выводам, откуда произошли игральные карты. Часть из них настаивает на «китайской» гипотезе, уверяя, что современная колода – это прямой потомок табличек для китайского домино (подробнее см. «Покер» за декабрь прошлого года – прим. ред), которые попали в Старый свет по Великому шелковому пути. Оппоненты утверждают, что карты принесли цыгане, потомки египтян, а колода – это не что иное, как символический кодекс мудрости древнеегипетских жрецов, пытавшихся спасти эзотерические знания от осквернения римлянами.

Впрочем, как бы там ни было – игральные карты в привычном нам виде появились в Европе на границе 13 и 14 вв. Естественно, в те времена еще не было изобретено книгопечатание и карты изготавливали вручную.

При этом «выпуск в свет» колоды карт было делом куда более сложным, чем изготовление списка книги. Ведь у нескольких десятков карт, составляющих колоду, должна быть совершенно идентичная рубашка – подобное задание требовало высочайшей квалификации гравера! Поэтому возможность перекинуться картишками в те времена была доступна даже далеко не всем особам королевской крови.

А занимались изготовлением игральных карт первоначально мавританские мастера, поэтому первые карты содержали только цифры и предметные символы – мусульманские законы запрещают изображать человека. (Забегая вперед, отметим, что впервые люди на картах появились во Франции в эпоху культурного возрождения).

Первопечатники

Первые печатные карты появились уже спустя несколько лет после изобретения печатного станка Гутенбергом. Впрочем, ограничения технологии не позволили вывести игральную колоду в массовый продукт. Скорее, нововведение существенно отразилось на безопасности игры – шулерам, которые запоминали карты по мелким отличиям в рубашке, появление печатного станка изрядно усложнило жизнь.

К тому же первые карты были очень неудобными – существовавшие в те времена техники гравюры не позволяли создавать маленькие изображения высокой точности. Поэтому игральные карты имели по 22 см в длину.

Приобретение лица

Впрочем, уже спустя несколько десятков лет размер колоды уменьшился до нынешних размеров. И, хоть игральную колоду тяжело было назвать массовым продуктом, карты дешевели и приобретали все большую распространенность. В это же время начал складываться и современный облик карт.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В период раннего возрождения тематика карточных образов бралась из альбомов мастеров иллюстрации и миниатюры. Их копирование происходило путем простой перерисовки на глаз. Первые художники, рисовавшие карты, равно как и их владельцы, чаще всего не имели представления о сути карточных игр, считая их лишь бессмысленным атрибутом роскоши (мотивы изображений первых карт часто содержали явно абсурдные сюжеты: сцены играющих детей, рыцарских турниров или борьбы собак, которые были популярны в то время для декоративной росписи разных предметов или интерьера). В результате возникали многочисленные символические интерпретации образов в пропорциях и стилях, которые определялись культурой и профессиональным уровнем конкретного мастера.

Не стоит забывать и о том, что различие культур в европейских странах придавало картам разнообразный внешний облик. Пока во Франции процветало рукописное мастерство, в Германии увлекались гравюрой по дереву, а Италия переживала эпоху ренессанса античной натуралистичности изображения человеческого тела.

Кроме того, зачастую карты изготавливались в виде «напоминалок» для страдающих склерозом аристократов. Так, в музее Fournier в испанском городе de Naipes de Alava хранятся колоды карт XVI в., содержащие подсказки о соответствии той или иной геральдической символики титулу ее владельца, символических предметов христианской веры. А в венском музее Истории искусства даже есть карты с пошаговыми инструкциями по соколиной охоте или сериями «срамных» изображений (бесспорно, подобные карты можно назвать первыми в мире комиксами).

Поэтому в самых ранних картах можно найти образы всего, что только можно придумать. Впрочем, в ходе эволюции выделился ряд наиболее жизнеспособных сюжетов: кубки (религиозный сюжет чаши святого Грааля), мечи (вполне очевидная тема для рыцарских времен), деньги (без них – никуда во все эпохи) и королевские жезлы, символизировавшие власть.

Лет через сто разнообразие этих изображений сократилось до четырех графических символов, которые мы сегодня называем мастями карт. Мечи превратились в «пики», кубки – в «черви», деньги – в «бубны», а «жезлы власти» – в «трефы» (с французского переводится как «лист клевера»).

А вот с вальтами и тузами все гораздо сложней. Первоначально колода содержала только карты с цифрами. Однако достаточно часто от знати поступали заказы на особо богатые – покрытые сусальным золотом и инкрустированные драгоценными каменьями «торжественные» колоды – к примеру, приуроченные к бракосочетанию наследника. В этом случае к стандартной колоде добавляли карты с портретами представителей почтеннейшего семейства и почетных гостей. Поэтому ранги карт сформировались гораздо позже, уже к середине XVIII в., когда изобретение литографии позволило превратить игральные карты (равно, как и почтовые открытки) в массовый продукт.

Великая французская литография

Массовое распространение игральные карты получили на переломе XVIII–XIX в., спустя пару лет после Великой французской революции. Впрочем, хоть иерархи большинства христианских конфессий и объявили карточные игры «бесовским занятием», ореол атеистической свободы здесь вообще ни при чем. Просто свободолюбивые времена совпали с изобретением литографии, которое позволило «штамповать» колоды миллионными тиражами.

Если ранее для печати карт использовали деревянную доску с вырезанным на ней рисунком (который приходил в негодность уже спустя пару десятков оттисков), то сейчас начали печатать с протравленных кислотой каменных пластин – практически вечных. И, что самое важное, благодаря литографии карты стали цветными! (именно технология литографии позволила разложить любое изображение на «типографские» цвета, сделав, к примеру, возможными полиграфические репродукции картин).

В это же время был стандартизирован вид «числовых» карт, «картиночные» карты для удобства игры стали перевертышами и окончательно сформировалась символика мастей.

Пневматическое оружие

Простой вопрос: почему в арсенал любого фокусника входят именно игральные карты, а не, скажем, визитки или почтовые открытки?

Дело в том, что в 1890 г. французская компания Thomas de la Rue & Co запатентовала технологию производства, названную Pneumatic Playing Cards. Суть ее заключается в том, что внешнюю сторону карты покрывают глянцевым лаком, что облегчает раздачу, а подложку делают, наоборот, шершавой, чтобы карты держалась на сукне и не слипались друг с другом. Кроме этого, в картон для карт добавили третий слой прессованной бумаги (чаще всего, к примеру для тех же открыток или визитных карточек, картон прессуют из двух слоев), что придало игральным картам дополнительную упругость.

Вроде бы все – колода карт приобрела вполне современный вид. Впрочем, конечно же, эволюция карточной колоды на границе ХХ в. не остановилась. Более того, она повернулась вспять! Если предыдущие пять веков карты развивались по пути стандартизации – превращения художественной гравюры в индустриальный объект, то в двадцатом веке у художников и дизайнеров вновь возникла идея превратить карточную колоду в произведение искусства. Впрочем, это уже совсем другая история.

Анна Ткачук

 

 

Комментировать

Ответ на комментарий "":

   Забыли пароль?

книжная полка в предыдущих номерах журнала: