Профессиональный покер: игра и налоги


Профессиональный покер: игра и налогиКовалёв Сергей Михайлович, юрист Федерации спортивного покера России, кандидат юридических наук: «Популярность покера во всём мире стремительно растёт. Россия не стала здесь исключением. Огромное количество наших сограждан полюбили эту игру, а многие уже стали профессионалами высочайшего мирового уровня. Их образ жизни мало чем отличается от жизни спортсменов-профессионалов из других видов спорта, таких как теннис, бильярд, легкая атлетика…»

Это постоянные переезды с одного турнира на другой, из одной страны в другую. В связи с этим у многих российских покеристов появились вопросы относительно налогообложения их деятельности, которая в соответствии с Российским законодательством квалифицируется как деятельность в сфере профессионального спорта, то есть «часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату» (ст. 2 Федерального закона от 4.12.2007 № 329 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Общее правило таково, что покеристы, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, обязаны с суммы своих выигрышей и призов, полученных на международных соревнованиях, проводимых не на территории России, платить в российский бюджет налог на доходы физических лиц по ставке 13 процентов (подробнее, почему 13 процентов, см. Письмо ФНС РФ от 02 марта 2006 г. N 04-1-03/115 «О налогообложении выигрышей и призов»).

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ч. 2 ст. 207 Налогового Кодекса Российской Федерации (часть вторая)). Налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст. 217 Налогового Кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, полученные спортсменами (в т.ч. зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей) в виде призов в денежной и (или) натуральной формах на Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских играх, Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах и кубках мира и Европы от официальных организаторов или на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов, а также на чемпионатах, первенствах и кубках Российской Федерации от официальных организаторов.

Чтобы избежать двойного налогообложения, необходимо внимательно знакомиться с соответствующими соглашениями между Российской Федерацией и государством, на территории которого проводятся соревнования. Как правило, данные соглашения устанавливают, что гражданин платит налоги у себя на родине.

Многих интересует вопрос, каким образом минимизировать налоги, поставив к вычету суммы понесенных растрат (вступительные взносы в турниры, перелет, проживание и т.п.).

На это Федеральная налоговая служба выпустила соответствующее разъяснение — Письмо от 15 сентября 2005 г. N 042-02/377 «О деятельности самостоятельных спортсменов». В соответствии с ним спортсмены-профессионалы, для которых занятия спортом являются основным видом самостоятельной деятельности, могут пройти государственную регистрацию и получить статус индивидуального предпринимателя. Спортсмены-профессионалы, получившие статус индивидуального предпринимателя, вправе учитывать в составе профессионального налогового вычета фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с подготовкой и выступлениями на соревнованиях, если такие расходы непосредственно связаны с получением доходов от участия в соревнованиях и соответствуют критериям, установленным ст. 252 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Помимо налогообложения, актуальным также является вопрос об открытии нашими гражданами, профессионально занимающимися покером, счетов в иностранных банках. Здесь российское законодательство за последние годы было серьезно либерализировано. Еще несколько лет назад для открытия счета в зарубежном банке требовалась предварительная регистрация его в налоговых органах, а также обязательное представление в налоговый орган отчета об остатках на счете по состоянию на начало календарного года. Сейчас же в связи с изменениями Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании), а также в связи с отменой ряда подзаконных актов ситуация смягчилась. Однако государство не устранилось и по-прежнему осуществляет регулирование и контроль деятельности своих резидентов.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о валютном регулировании «резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)». Далее, «резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 статьи 12, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов» (ч. 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

Если гражданин захочет пополнить свой счет с территории России, то сделать он это сможет только через уполномоченные российские банки.

В ч. 4 ст. 12 Закона о валютном регулировании закреплено, что «переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределам территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления…».

Не стоит забывать и о валютном контроле. Хотя сейчас и нет обязанности периодически сдавать отчеты о своих иностранных счетах, однако органы и агенты контроля имеют право запросить данную информацию. Закон называет два органа валютного контроля: Центральный банк и Правительство РФ. Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Полномочия органов и агентов валютного контроля довольно широки. Так, они, в частности, имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса (п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о валютном регулировании).

За несоблюдение вышеописанных требований устанавливается административная ответственность. Так, ч. 2 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Надеемся, что наша статья поможет читателям разобраться в некоторых финансовых аспектах игры и расширит кругозор в вопросах налогообложения. Ничто не должно омрачать игру в покер, в том числе и неуплаченные налоги.


Нравится это? Поделись с друзьями!

0
Пётр Гавриш

Главный редактор журнала "Poker"